Цивилизация, существующая по ошибке?

Надводная часть айсберга

Очень странную картину представляет собой человеческая цивилизация с точки зрения разума и логики. Рабовладение, феодализм, капитализм, социализм… Все это лишь малая толика того, что было реализовано в натуре при буйстве частных утопических фантазий, повальных идеологических заблуждений и откровенного произвола. И ведь, в самом деле, оглянувшись на цепь веков и сравнив историю с настоящим, просто диву даешься, насколько одни и те же коллизии могут повторяться с умопомрачительной регулярностью. И совсем не в виде фарса, как это говорится в известном афоризме о повторении истории. А снова и снова в виде драмы и трагедии.

Одно и то же происходит на разном уровне развития общественного сознания, при разном государственном устройстве, при совершенно не сопоставимых экономических системах, при самых разных идеологиях, сулящих процветание и всеобщее счастье. Да что тут далеко ходить. Многообещающая Октябрьская революция в России выродилась в массовые расстрелы. Возврат же к уже провалившемуся однажды капитализму сопровождается массовой нищетой, вымиранием населения, невиданных масштабов воровством. То есть объективная причина для возмущений есть всегда.

А прошедшие и сегодняшние войны в мире, истребляющие людей и ресурсы? С чего бы, скажем, заводскому инженеру, школьному учителю или сельскому животноводу вдруг срываться с места и, рискуя быть убитым, идти грабить своего коллегу в другой стране?

Вообще-то история и на это дает ответ. Люди разных национальностей и убеждений прекрасно уживаются между собой, пока среди них не начинают свою черную работу политические, националистические, религиозные или криминальные провокаторы.

Внешне все кажется разным. И время, и условия, и участвующие лица, и, возможно, побудительные мотивы. А в чем же тогда постоянство? Тут следует обратить внимание на одну любопытную историческую закономерность. Рано или поздно возникает массовое недовольство, возмущения, бунты, революции. Причем безразлично, в какой стране, в какой политико-экономической системе и в какое время это происходит. Если отбросить идеологические изыски лидеров возмущений и идеалистические фантазии возбужденных толп, то в сухом остатке во все времена остается одно и то же неизменное требование: «Не надо нас убивать и грабить!».

То есть удручающая постоянность состоит в том, что нормальные требования и ожидания масс никогда и нигде в конечном счете не находят удовлетворения. И это при том, что не наблюдается неодолимых препятствий к достижению требований. По какой-то причине имущественное и гражданское положение больших масс населения во времени принципиально не меняется. Даже при ощутимом росте жизненного уровня. Силы и средства поглощает решение непрерывно возникающих откуда-то проблем не понятного происхождения. Парадокс? Вовсе нет. Например, если проанализировать имущественную сторону проблемы, то легко можно убедиться, что рост жизненного уровня может происходить и происходит в условиях роста и эксплуатации. Просто уже давно изощренная и завуалированная эксплуатация не носит очевидных форм в виде надсмотрщика с кнутом.

Еще в школе каждый человек узнает, что для защиты его гражданских и имущественных прав существует такое образование как государство со структурой учреждений управления. А внутри этих учреждений аппарат служащих, которые по должностным обязанностям следят за соблюдением прав граждан. А также узнает и такую "мелочь", что система государственных, общественных, правовых отношений (правил-законов) между гражданами страны может быть только одна и при этом обязательная для всех без исключения, независимо от пола, возраста, профессионального и имущественного положения.

Однако любой гражданин, оглянувшись вокруг, может увидеть, что некоторые другие граждане и особенно граждане, занимающие должности государственной службы позволяют себе то, что никак не вписывается в систему общих отношений. У них другая, своя система, не зависимая от общей? Но этого же по определению просто не может быть в одном государстве. Верно, не может. Тогда как же понимать это противоречие?

Все не так-то просто. Вопрос вовсе не в существовании другой – узкопрофессиональной системы аппаратчиков. Узкопрофессиональных подсистем в общей системе великое множество и они все подчиняются правилам общей системы. Вопрос в том, принадлежит ли ПО ЗАКОНУ тот или иной человек к существующей системе общественных отношений или нет. Если принадлежит, то он в правах и возможностях не отличается от других. Если не принадлежит, то может безнаказанно вести себя и против правил государственной системы, которыми может пренебрегать или подстраивать под свои корыстные интересы.

Как же такое может быть, чтобы один и тот же человек был и одновременно не был членом, элементом общей системы отношений? Одновременно был и не был гражданином. По горькому опыту взаимоотношений людских масс с властями мы видим, что это все-таки возможно и происходит с самых давних пор. Давайте разбираться, в чем тут дело.

Подводная часть айсберга

Любой гражданин государства, не являющийся временным или постоянным иждивенцем един в двух лицах – личном и трудовом. Личная жизнь происходит дома и никого стороннего не касается. Трудовая – это совместная общественно-полезная деятельность в Системе разделения труда для обеспечения личной жизни и оплаты государственной защиты этой личной жизни. Соответственно, и само гражданство (назовем его условно полным гражданством) двойственно по сущности. Гражданин как потребитель благ и гражданин как создатель самых разных, вещественных и не вещественных благ, включая и работу по управлению государством.

Иными словами, аппарат управления любой страны формально находится в трудовых отношениях со всем остальным населением. Ибо происходит все в рабочее для лиц власти время, деятельность их имеет характер трудовой процедуры по услуге управления, и описывается штатным расписанием и должностными инструкциями. Население же меняет свои деньги (через налоги) на услугу государственного управления по защите прав.

Внешне все выглядит правильно и благообразно. Однако если копнуть глубже, то благообразие испаряется как мираж. Общая государственная система труда и обмена продуктами труда может существовать и существует только на основе общественной полезности труда. А признание труда общественно-полезным обеспечивается тем, что оценку полезности осуществляет не тот, кто его приложил, а тот, для кого результат труда предназначен – потребитель, заказчик.

Это обязательное условие прямой оплаты труда как раз и предохраняет общество от произвола людей в отношении друг друга и обеспечивает прогресс цивилизации. За полезный труд потребитель платит, а за вредный и бесполезный – нет. Если же чья-то ущербная деятельность кому-то навязана принудительно или обманом, то ущерб от этого взыскивается по суду. Все это регламентируется соответствующими гражданскими законами.

Однако Закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” и его возможные аналоги в разное время и в разных странах устанавливают, что оплата труда лиц власти происходит из бюджета государства, который сами лица власти и распределяют. Прямой оплаты труда лиц власти населением, которой требуют принципы общегосударственной системы отношений, никогда и нигде не было, и нет. Вот вам и еще один пример постоянства в истории.

Следовательно, директивой о своем бюджетном самоассигновании власть исключила свой персонал из сферы влияния и саморегулирования государственной Системы разделения труда. Соответственно, работники аппарата в трудовой части не могут считаться гражданами той страны, которой управляют. ПО УПОМЯНУТОМУ ЗАКОНУ они по существу не несут никаких безусловных обязанностей по управленческим услугам, а декларировать на словах можно все что угодно. Одновременно как личности лица власти остаются гражданами и обладают правами потребителей. Налицо аномальное отсутствие потребительского контроля над качеством услуги управления.

Вот в чем и состоит, упомянутая где-то выше, парадоксальность ситуации. Странами управляют лица с ущербными гражданскими обязанностями в части труда. Понятно, что и со столь же ущербной ответственностью за свои действия и эта ущербность узаконена. А пороки ответственности поддерживается тем, что организации поддержания порядка находятся у этих лиц в подчинении. Получается, что органы власти как системная структура государственные, а работники этих органов фактически государственными служащими не являются, хотя таковыми формально признаются. И понятно, почему не ведется никаких исследований в этой области. Это ведь ахиллесова пята любой власти.

В такой мутной воде никакой обычный человек не разберется сам. Поэтому произвол власти и покоится на неосведомленности населения. Неосведомленности о том, где нужно искать первоисточники всех бед цивилизации. Цивилизации, в которой массовая часть населения производит ценности, а не массовая часть эти ценности по вольной прихоти отторгает от производителей и даже уничтожает. Часто вместе с самими производителями. Ошибка развития? Но не слишком ли она хорошо организована и живуча для "ошибки"?

Однако…

Конечно же, описанное таинство власти не может существовать без имитации бурной деятельности на благо страны и народа. Ширма нужна обязательно. Дело в том, что притеснения населения всегда складываются из действующих законов регламентирующих сущность политико-экономической системы и правовое, имущественное положение граждан. Тогда как смена власти, общественного строя всегда беззаконна. Если население доведено до крайности, то оно сметет кого угодно вместе со всеми законами. При этом мнимая, самозванная "элита" прошлой политической конструкции обычно развешивается по столбам, если не успевает ускользнуть за границу или скрыться в подполье. Бунт всегда безжалостен и кровав.

Если бы не существовало такой угрозы, то со стороны власти не требовались бы вообще никакие действия на благо страны и народа. А так хочешь-не хочешь, а инстинкт самосохранения подсказывает, что хоть какие-то полезные функции нужно исполнять и рекламировать, чтобы слишком быстро не довести народ до крайности. Правда удается это только временно. Властная и имущественная корысть неутолима и очень эгоистична. В этом-то и все дело. Невозможно верхним кругам власти убедить всех чиновников поголовно умерять свои аппетиты до не критичных пределов. Возмущения неизбежно назревают.

Только вот назревать-то назревают, а толку что? При отсутствии у оппозиции конструктивной идеи новых отношений результат можно ожидать лишь в виде смены одних лиц власти другими и лишь фасадной реконструкции политического режима. Результат в перспективе легко предсказуем – новые злоупотребления и новые возмущения. Ведь первоисточник возмущений – это древняя возможность политического и имущественного произвола в законах и искоренять эту кормушку для себя никакая существующая оппозиция не собирается.

В то же время, представляя себе, чем является главная тайна власти, несложно догадаться и о том, как нормализовать жизнь общества в бескризисную. Да-да, отменить бюджетное финансирование органов государственного управления и ввести их прямую обязательную оплату населением. Это автоматически включает органы власти в общую систему отношений со всеми вытекающими последствиями взаимозависимости с населением, потребительского контроля, невозможностью произвола и обессмысливанием коррупции.

Причем потребительский, гражданский контроль вовсе не означает вмешательство в дела государственного аппарата с произвольными мерками правильности и справедливости. Система разделения труда саморегулирующаяся. В ней нормальные отношения выстраиваются автоматически. Достаточно лишь взыскивать за нарушение правил. Например, если органами власти нарушены права гражданина (а доказательства такого всегда находятся в распоряжении пострадавшего), то он может обратиться в суд, который освободит его от налога в пользу виновного органа до возмещения ущерба за счет этого органа.

Сомнительно, что случайные или намеренные ошибки управления будут прогрессировать, когда это ведет к снижению доходов всего аппарата органа сверху донизу. А если еще будет введен предельно допустимый уровень падения поступлений от граждан в бюджет органа, за которым следуют отставки и переформирования, то… Однако такие рассуждения больше из разряда пожеланий. И вовсе не потому, что они недостижимы в принципе. Причины тут другие.

Во-первых, распространения такой "ереси" власти постараются никогда не допустить. Арсенал здесь обширен. Умолчание, запрет, запугивание, искажение, провокация  – это оттуда. А без просвещения широкого населения его и дальше будут водить за нос все кому не лень. Здесь лежит первая ступень к решению проблемы - осмысление и признание ее наличия.

Во-вторых, следует признать, что, в общем-то, очень существенным препятствием к жизненно необходимой нормализации общественных отношений будет само население по двум типичным причинам. Нежеланию или трудности осмыслить что-то сколько-нибудь не стереотипное и отличию существа необходимых преобразований от собственных представлений и иллюзий отдельного человека, вдолбленных в сознание разными идеологиями. А ведь здесь лежит вторая ступень к решению проблемы - вывод о необходимости ее устранения.

Население стран и подумать не может, что за какую бы ниточку своих проблем общество ни потянуло бы, оно всегда придет к одному и тому же, старому как мир первоисточнику коллизий – произвольности властных деяний. Пока люди не пройдут хотя бы в мыслях и разговорах первых двух ступеней, бессмысленно говорить о третьей - конкретном механизме преобразований. Хотя, впрочем, при включении аппарата власти в общую систему отношений, механизм, примененный к нему может быть только один - уже благополучно существующий.

Андрей Басов, СПб, июнь 2012 г.